Эпигенетические секреты дофамина, наркомании и депрессии

07.04.2021

Ученые связывают серотонин и дофамин не только с зависимостью и депрессией, но и со способностью контролировать гены. Дофамилирование – это термин, определяющий способность дофамина, помимо передачи сигналов через синапсы, проникать в ядро клетки и контролировать определенные гены.

Сильная тяга к наркотикам, зависимость от алкоголя и других веществ, может быть вызвана генами, контролирующими дофамин, которые изменяют мозговые схемы, лежащие в основе зависимости. Интересно, что результаты также предлагают ответ на вопрос, почему лекарства, которые лечат большую депрессию, обычно нужно принимать в течение нескольких недель, прежде чем они станут эффективными.

Нейротрансмиттеры – это специализированные молекулы, передающие сигналы между нейронами. Эта химическая передача сигналов между нейронами позволяет нам думать, учиться, испытывать разные настроения и, когда передача сигналов нейромедиатора идет не так, как надо, страдать когнитивными трудностями или психическими заболеваниями. Серотонин и дофамин являются моноаминами, классом нейротрансмиттеров, участвующих в психологических заболеваниях, таких как депрессия, тревожные расстройства и зависимость. Серотонин помогает регулировать настроение, а препараты, известные как селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, широко назначаются и эффективны для лечения хронической депрессии.

Чтобы проверить эту гипотезу, исследователи генетически модифицировали гистоны H3 у крыс, заменив аминокислоту, к которой присоединяется дофамин, другой, с которой он не реагирует, а значит, дофамилирование не происходит. Отказ от кокаина связан с изменениями в считывании сотен генов, участвующих в перестройке нейронных цепей и изменении синаптических связей, но у крыс, у которых было предотвращено дофаминилирование, эти изменения были подавлены. Более того, количество нейронных импульсов в нейронах было уменьшено, и они выделяли меньше дофамина. Это объясняет, почему люди с расстройством, связанным с употреблением психоактивных веществ, жаждут препаратов, которые повышают уровень дофамина в мозге во время абстиненции.